Александр Гавриленко рассказал о "странностях" платной парковки в Ростове
Новость о том, что донской минтранс повысил максимальный размер платы за пользование ростовскими парковками с 35 рублей сразу до 100 (для легковых авто), вызвала предсказуемый резонанс. Околовластные паблики в соцсетях поспешили успокоить встревоженных граждан: мол, не паникуйте раньше времени, речь пока не о немедленном повышении, а лишь о «закладывании возможности». Однако сомнений в том, что тарифы вырастут, почему-то практически ни у кого не осталось. «Возможности» у нас просто так не появляются.
Как сообщали местные СМИ, бюджет Ростова зарабатывает на парковках свыше 100 миллионов рублей ежегодно, из которых до 90% составляют штрафы за неоплату. Местные власти, разумеется, заверяют: мера нужна не для пополнения городской казны за счет рабочего класса. У них благородная цель — разгрузить центр города и сделать его «по-европейски» чистым и свободным от частного транспорта. Только вот за десять лет ситуация не изменилась ни на йоту. Машин меньше не стало, пробки никуда не делись. В общем, эффективность этой меры вызывает у меня большие сомнения.
Зато коммерческая сторона вопроса — вот тут да, есть о чем поговорить. В архивах местных изданий сохранилась любопытная информация: в 2015 году городская администрация запустила на своем официальном сайте интернет-голосование. Спросили у горожан — мол, поддерживаете ли создание платных парковок? Первые результаты показали: около 70% категорически против, лишь 12% — за. Казалось бы, воля народа ясна. Но это мнение было деликатно проигнорировано. Демократия, видимо, хороша, когда голосуют правильно. Кстати, на сайте администрации эту голосовалку теперь мне найти не удалось.
Местные власти тогда прямо сказали: все равно сделаем, но положение людей не ухудшится. Перед тем как брать деньги, мы создадим целую сеть так называемых перехватывающих парковок на границах со спальными районами. Логика была красивая: приезжаешь утром на работу, оставляешь машину «на границе», а по центру передвигаешься пешком, на велосипеде или на общественном транспорте. Но Бельгии и Нидерландов из Ростова, как вы понимаете, не получилось. Ни одной перехватывающей парковки в городе не появилось. Обещания остались обещаниями — красивыми, но исключительно вербальными. Зато деньги потекли настоящие.
Много вопросов возникло и к самой процедуре торгов. На конкурс тогда поступило всего две заявки, напоминают местные СМИ. Первая — от компании, созданной буквально за несколько месяцев до торгов, фактически без опыта работы, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Вторая (сейчас будет неожиданно) — от «Ростелекома». Первый просил 85% от платы за парковку в течение 12 лет (и строить бизнес на кредитные деньги), «Ростелеком» предлагал более скромные условия: 70% комиссионных на 10 лет. Однако на этапе рассмотрения заявок выяснилось (сюрприз-сюрприз!), что «Ростелеком» якобы неправильно составил заявку. В результате выгодный контракт достался единственному оставшемуся участнику. Какое невероятное совпадение, правда?
В прошлом году я обращался в региональное управление ФАС, чтобы ознакомиться с конкурсной документацией поподробнее. Мне сообщили, что срок хранения документов составляет пять лет, и нужные бумаги уже утилизированы. «Представить запрашиваемую информацию не представляется возможным», — резюмировали в ведомстве. Красиво, ничего не скажешь.
Согласно концессионному договору, коммерческая компания получает 85% всех собранных средств, а в бюджет города поступает лишь 15%. Это вызывает вопросы об экономической целесообразности, особенно с учетом того, что инвестор, по мнению горожан, не сильно-то вложился в инфраструктуру. Практически все «инвестиции» свелись к нанесению разметки и установке паркоматов. Городу какая польза? Оплата парковки тоже вызывает сложности. Из-за перебоев с мобильным интернетом даже добросовестные пользователи не всегда могут оплатить услугу вовремя. Штрафы же приходят неравномерно — иногда одной пачкой сразу за несколько месяцев.
Сумма взысканий может достигать десятков тысяч рублей. Все это, разумеется, не способствует любви граждан. Чиновники утверждают, что корректировка тарифов будет происходить «с учетом уровня доходов населения и экономических показателей». При этом менять цену разрешено не чаще одного раза в квартал. Какая стоическая скромность! Но даже если стоимость парковки вырастет не до заявленных 100, а до более «скромных» 70 рублей в час (что многие комментаторы считают наиболее вероятным сценарием), несложная арифметика дает любопытную картину.
Восьмичасовой рабочий день с часовым обедом обойдется рядовому автовладельцу в 630 рублей. Это 3150 рублей в неделю или 12 600 рублей в месяц. Только на оплату парковки! По данным РИА Новости, в ноябре прошлого года средняя зарплата по региону варьировалась от 37 до 83 тысяч рублей, при этом 36,5% работников на Дону получают менее 45 тысяч. Даже учитывая, что в Ростове уровень доходов несколько выше среднеобластного, выходит, что расходы на парковку составят весьма существенную часть зарплаты любого горожанина. У многих – четверть от всей зарплаты! Люди приезжают в центр, чтобы работать, в итоге им едва хватит этих денег, чтобы оплатить стоянку и бензин. Где тут про качество жизни?
Будьте в курсе важных новостей — подпишитесь на каналы «ВременаМедиа», где вам удобней читать : Яндекс.Дзен, Telegram, ВКонтакте

