«Спасите мою жизнь и мою семью!»: легендарный строитель Нового Уренгоя обратился к президенту

О деле Олега Ситникова узнал президент. Он помог. Но после этого случилось еще немало новых эпизодов беспредела, говорит бизнесмен. Фото из личного архива О.А. Ситникова.

Олег Ситников, один из первых покорителей Ямала, который приехал на северные стройки в 1978 году и высадил в городе более миллиона деревьев, просит Владимира Путина о защите от рейдерского захвата. За полвека работы в регионе 73-летний предприниматель пережил три покушения на жизнь и потерял бизнес стоимостью в сотни миллионов рублей.

Пятьдесят лет на Севере — а жить не дают

«Я приехал в Новый Уренгой в 1978 году, во время Всесоюзных ударных комсомольских строек. Мне было 26 лет, я один из немногих, кто начал работать здесь с первого промысла», — пишет в обращении к президенту Олег Афанасьевич Ситников, ветеран Ямала и инвалид, имеющий сотни грамот и благодарностей округа.

Сегодня его называют живой легендой Нового Уренгоя. Трудовой стаж в городе — полвека, три «северных» пенсионных стажа. Именно его компании высадили более миллиона деревьев, превратив серую северную пустыню в зелёный город. Он рисковал собственными средствами, чтобы искать нефть и газ там, где геологи уже опустили руки.

Но сегодня 73-летний пенсионер не может даже выехать из Нового Уренгоя. «Полвека отработав здесь, три северных стажа, сегодня я не могу даже выехать из города», — констатирует предприниматель.

Пятеро детей и три покушения

«Спасите мою жизнь и мою семью! У меня пятеро детей», — с этих слов начинается письмо Ситникова президенту, датированное 19 декабря 2025 года.

По данным федеральных СМИ, история противостояния бизнесмена и рейдеров длится 20 лет. За это время на него было совершено несколько покушений. В одном из них киллер прямо заявил Ситникову, что пришел убивать из-за моста — предприниматель попытался построить альтернативную переправу через реку Пур, создав конкуренцию «офшорной монополии».

«За время непрекращающейся борьбы на меня было совершено три покушения», — сообщает Ситников в обращении к главе государства.

«Если все придут разом — ни один бизнес не выдержит»

«Как-то Вы сказали: "Если все контрольно-надзорные органы разом придут к предпринимателю, то ни один бизнес не выдержит". У меня случилась именно такая ситуация: по поручению уже бывшего прокурора ко мне пришли все проверяющие органы одновременно», — рассказывает предприниматель.

По его словам, корпорация «Роснефтегаз» более 15 лет противостоит непрекращающемуся рейдерскому захвату. За это время расхищено имущество на сотни миллионов рублей, большая часть сотрудников потеряла рабочие места.

Сам Ситников находится на пенсии уже 19 лет, однако пенсионные выплаты получал лишь несколько раз — через суд. «Всё остальное незаконно списывается приставами по долгам, образовавшимся в результате атаки на меня и мой бизнес. А налоговая банкротит меня как физическое лицо, у моей семьи отнимают последнее имущество», — говорится в обращении.

29 миллионов изъяли — и не вернули

Схема разорения бизнесмена выглядит циничной. Рейдеры отобрали фирму, размыв долю Ситникова в уставном капитале, после чего обанкротили компанию.

«Во время одного из обысков изъяли 29 млн наличными — деньги предназначались для выплаты задолженности законной заработной платы. После чего предприятие обанкротили лица, связанные с теми же правоохранительными органами», — утверждает предприниматель.

Эти деньги уже семь лет лежат в Следственном комитете, несмотря на то, что расследование дела давно завершено и вынесено итоговое решение. Часть денег пропала, но надзор бездействует, отмечает Ситников.

У него отобрали открытое месторождение. «Фактически ничего не осталось, но я вынужден платить налоги на имущество, которого уже нет. Даже завершить предпринимательскую деятельность я не могу», — констатирует бизнесмен.

Пятьсот обращений без ответа

Благодаря добросовестным судам была пресечена попытка незаконно взыскать с предпринимателя миллиард рублей по надуманным обстоятельствам. Однако одного судебного решения недостаточно.

«Десятки арбитражных дел никто из сотрудников правоохранительных органов не объединяет в единое дело о рейдерстве, потому как нет такого состава преступления. Все наши заявления спускаются в регион, а из региона в район, и районным правоохранителям сложно противостоять крупным федеральным рейдерским структурам», — объясняет Ситников.

На данный момент более пятисот обращений не рассмотрено только в Пуровском районе ЯНАО. Особое беспокойство вызывает фигура Адрианова, бывшего начальника ОБЭП Пуровского района ЯНАО и ОБЭП Нового Уренгоя. По словам предпринимателя, он «и вовсе помогает рейдерам в захвате моего бизнеса». Адрианов имеет гражданство Кипра и стал фигурантом уголовного дела.

«Прямая линия» не помогла

Это не первое обращение Ситникова к главе государства.

«Владимир Владимирович, в прошлом году я уже обращался к Вам на "Прямую линию", однако все мои обращения спускаются на тот же районный уровень», — отмечает предприниматель.

По его мнению, поручение президента обеспечить снижение давления на бизнес не исполняется на местах. «Это поручение правоохранительные органы поняли неверно — как право на бездействие», — считает Ситников.

История на контроле — воз и ныне там

По данным «Российской газеты», случай Ситникова находится на контроле федеральных структур. В 2025 году официальное издание правительства РФ опубликовало материал под говорящим заголовком «Абсурдное банкротство».

Более того, на ВЭФ-2019 предпринимателю удалось передать главе государства лично в руки журналистские расследования и документы по его ситуации. В апреле 2020 года он дополнительно обратился к президенту с призывом о помощи.

«И это сработало. Из его приемной наше обращение 29 апреля было оперативно разослано на рассмотрение в компетентные инстанции. А 30 апреля прокурор Герасименко попрощался с коллективом — внезапно ушел в отпуск и в прокуратуру больше не вернулся», — рассказывал Ситников в интервью изданию.

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но нет. «При этом правоохранительные органы на местах никак не отреагировали на мой призыв SOS — остановить рейдерство. Однако через пять месяцев после этого мое предприятие все-таки отобрали», — продолжал предприниматель.

Последняя надежда

В новом обращении к президенту Ситников просит конкретных мер: «Прошу Вас поручить федеральным органам: Министерству внутренних дел, Следственному комитету, Генеральной прокуратуре, УФССП взять на контроль мои обращения и обеспечить их исполнение на федеральном уровне с контролем на региональном».

«Контроль федерального руководства — это единственный шанс для меня спасти то, что осталось от моего бизнеса, спасти себя и своих детей», — подчеркивает пенсионер-предприниматель.

«Спасибо, Владимир Владимирович, кроме Вас надеяться мне больше не на кого», — завершает свое обращение ветеран Ямала.

История Олега Ситникова стала хрестоматийным примером того, как в одном из богатейших и стратегически важных регионов России годами не выполняются поручения президента по защите бизнеса. Федеральные СМИ освещают эту ситуацию уже более 15 лет, но системные проблемы остаются нерешенными.

Будьте в курсе важных новостей — подпишитесь на каналы «ВременаМедиа», где вам удобней читать : Яндекс.ДзенTelegram, ВКонтакте